» » » Леонид Гурьев о шлифт-машине, сервисменах, подготовке лыж и вакс-грузовике

Леонид Гурьев о шлифт-машине, сервисменах, подготовке лыж и вакс-грузовике

0 52 12-01-2020 17:30
Леонид Гурьев о шлифт-машине, сервисменах, подготовке лыж и вакс-грузовике

Спецкор Анна Маслова по заданию редакции rusbiathlon.ru, лично встретилась с тренером женской сборной России Леонидом Гурьевым и в интервью со знаменитым специалистом выяснила нюансы подготовки лыж в современном биатлоне.

О вакс-грузовике
Вакс-грузовик фирмы SCANIA для сборной команды куплен в 2013 году, когда президентом СБР был Михаил Прохоров. На тот момент он стоил 16 000 000 рублей. При покупке было оплачено техническое обслуживание автомобиля до 2018 года.


По сути вакс-грузовик — это тягач со специализированным прицепом, оснащённый всем необходимым для мобильной работы передвижного сервисного центра. В нём также выдвигается задняя часть для раздевалки, отдыха и мини-кухни. Длина машины — 20 метров. Система кабелей, электрощитки и все необходимое для работы предоставляют организаторы на месте проведения соревнований.


На данный момент 7 национальных биатлонных команд владеют подобными машинами — это Норвегия, Франция, Италия, Швеция, Германия, Австрия и Россия. Фирмы грузовиков у всех разные, например, Volvo, Mercedes-Benz, Scania и другие.


Сервисмены работают в масках, которые закрывают рот и глаза, на спине подвешивается фильтрация.


Лыжи хранятся в пирамидах. На одного спортсмена перевозят до 40 пар лыж.


В команде 6 мужчин и 5 женщин, получается на команду нужно около 450 пар лыж, плюс парафины и прочий лыжный инвентарь.

Также трак выполняет функцию хранения и перевозки вещей спортсменов, инвентаря, чехлов, всего что не входит в норму провоза багажа.


На управление этим грузовиком закреплен один шофер.
Проблема передвижения по Европе


В этом сезоне появилась проблема при переезде грузовика из Швеции в Австрию. Балтику грузовик пересекал паромом, а потом по правилам перевозки шофер должен 4 часа ехать и 45 минут отдыхать, затем снова 4 часа ехать и потом целых 9 часов делать перерыв. Если не следовать этому графику, то будут штрафы по 560 евро.


Из-за этого российский биатлонный фургон, следуя этому графику, добирался из Эстерсунда до Хохфильцена трое суток, приехав накануне соревнований. А сервисменам пришлось ночью разгружать трак и готовить лыжи совсем не отдохнувшими от дороги.


По опыту европейских команд можно сказать что, ситуацию мог бы спасти второй водитель и нашему русскому драйверу не пришлось бы делать длительные остановки на пути к следующему этапу Кубка мира.


Во время сезона на команду выделяют микроавтобусы для перевозки спортсменов и тренеров от места проживания к месту соревнований, которыми управляют сервисмены.



О подготовке лыж и процессе работы сервиса


У сборной России сейчас две сервис-бригады, первая работает на Кубке мира, вторая — на Кубке IBU.


На КМ с женской и мужской командами работают четыре специалиста: Михаил Колосков (главный), Михаил Дуркин, Павел Крючков и Андрей Шатохин.


Сервисеры приезжают на стадион за 5-6 часов до старта соревнований.


Первым делом при подготовке лыж к соревновательному дню сервисмены изучают прогноз погоды по метеостанции и вскрывают 10-15 пар лыж под эту погоду, которые залиты одним парафином.


Погода и состав снега оценивается при помощи специальной метеостанции, которая дает полную информацию по изменению погоды на ближайшее время, т.е. на период гонки (пойдет ли снег, какой влажный/сухой, как изменится ветер, как поменяется влажность).


Далее три человека отправляются откатывать лыжи. Главный сервисмен Михаил Колосков, в это время работает над выбором структур лыж, парафинов, порошков и эмульсий.
Проблема недостатка кадров
И здесь уже видна проблема — не хватает людей на откатку лыж.


Сервисмен работает со спортсменом в паре. Они одновременно скатываются на лыжах с горы откатки, чтобы определить какая пара лыж наилучшая по скольжению. К этому процессу подключается тренерский состав и специалисты комплексной научной группы — Артем Истоимн и Дмитрий Шукалович.
После откатки лыж и выбора спортсменом лучшей пары наносится парафин, эмульсия, спреи, которые Михаил Колосков выкатал под соревновательную трассу.
Здесь очень важно правильное наложение порошка, втирание эмульсий и т.д. У сервисмена должно быть буквально какое-то особое чутье в этом рабочем процессе и во всех остальных этапах подготовки лыж и подборке структур.


Весь процесс подготовки лыж занимает очень много времени, так как требуется подготовить огромное количество лыж и выбрать из них лучшие.


Одно из основных требований к сервисерам — их вес должен быть близким к весу спортсменов, для которых они откатывают лыжи.


Сервисмены в день накатывают до 50 км, поэтому они всегда должны находиться в отличной физической форме.


Работа сервисменов к новому сезону начинается уже с лета, когда они отправляются к производителям лыж Fischer или Madshus и работают с ними на леднике в Австрии, чтобы выбрать лучшие варианты для спортсменов на весь сезон.


Когда определяют несколько пар лыж под разные погодные условия — на лыжи наносится необходимая структура, а также проходит шлифовка старых лыж.


Второй раз лыжи привозят на завод Fischer уже перед чемпионатом мира, чтобы проверить состояние лыж и обновить или сделать новую структуру.
О структуре лыж


Структура — рисунок на скользящей поверхности лыж, подобный протектору на автомобильных покрышках. Её роль — контроль уровня влаги между снегом и поверхностью лыжи. Во время скольжения происходит трение, из-за этого создается тонкая водяная пленка, по которой и скользят лыжи. Избыток или недостаток этой водяной пленки мешает скольжению, поэтому нужно сделать этот слой оптимальным.


В холодную и сухую погоду образуется мало воды, происходит сухое трение и лыжи плохо скользят. В теплую и влажную погоду образуется избыток воды, происходит прилипание, подобное тому, как слипаются два мокрых стекла между собой. Назначение структуры состоит в устранении эффекта прилипания в теплых условиях и создании водяной пленки в холодных.
О шлифт-машине


Такие структуры наносятся с помощью специальной шлифт-машины, которая стоит 200 000 евро.


Перед Олимпиадой в Сочи закупили две шлифт-машины, которые активно использовали для команд лыжников и биатлонистов. Сейчас одна машина находится в Тюмени, а вторая — в Санкт-Петербурге.


Такая машина выглядит как тяжеловесный станок — 3 метра в длину, 1.5 метра в высоту и 1 метр в ширину.


Основной действующий элемент на этой машине — камень 30x40 см по диаметру.


Перед запуском работы шлифт-машины с лыжей, на компьютере устанавливается определенный рисунок структуры, лыжа фиксируется в определенном направлении и затем она проходит под камнем, с помощью которого наносится выбранная структура на поверхность лыжи. Данная структура может держаться весь сезон.


Но здесь нужно учитывать, что одна и та же структура на лыжах разных производителей работает по разному. Например, в одних условиях на Madshus может проявлять себя хорошо, а на Fischer — нет и наоборот.


В идеале нужно такие структуры подбирать и делать на каждый этап проведения Кубка мира. Потому что, допустим, в Антерсельве трасса жесткая и снег чистый, а в Оберхофе он влажный и прилипающий. Соответственно, условия абсолютно разные и работать будут разные структуры. И в идеале нужно такую шлифт-машину возить с собой на все этапы Кубка мира, чтобы грамотно заниматься обработкой лыж, что может привести к наилучшему результату спортсменов сборной страны.


Наш wax-грузовик для этих целей нужно существенно переоборудовать (укрепить днище под большой вес станка), либо купить другую машину. А это значительный расход бюджета, который на данный момент руководство СБР себе позволить не может.


Леонид Гурьев (тренер женской биатлонной сборной России), Елена Копылова, Анна Маслова (Шипулина)

Анна Маслова (Шипулина) специально для rusbiathlon.ru
Источник