Ловкость определяют, во-первых, как способность овладеть новыми движениями и, во-вторых, как способность перестраивать свою деятельность в зависимости от обстановки. Ловкость также определяется точностью и меткостью движении? (например, попасть в кольцо).
В основе ловкости лежит широкий комплекс факторов, например, подвижность нервных процессов, уровень развития физических качеств, способность к быстрому расслаблению, инициативность, находчивость и др. Большинство факторов поддаются определенному совершенствованию, поэтому ловкость можно успешно развивать в любом возрасте. Наиболее благоприятным периодом для этого считается ранний.
Различают следующие основные направления в развитии ловкости:
- ловкость, проявляемая в упражнениях, связанных со сменой позы – лечь, сесть, встать, наклониться, повернуться и т.п.
- ловкость в сложных условиях меняющеися обстановки (полосы препятствий, лазания и т.п.).
- ловкость в упражнениях с меняющимся сопротивлением (перетягивания, сопротивления, упражнения типа единоборств).
- ловкость в манипуляциях предметами (броски, перебрасывания, метания, жонглирование).
- ловкость в упражнениях, требующих согласованных усилии? нескольких участников.
- ловкость в игровых упражнениях (обводка предметов и партнера, перехват передачи с отскоком от стены и т.п.).
- ловкость в упражнениях на равновесие.
Работа над воспитанием ловкости должна осуществляться непрерывно на всех занятиях по физическому воспитанию.
Методические подходы совершенствования ловкости весьма разнообразны. Можно отметить некоторые из них:
- систематическое обучение новым движениям. Обладая большим двигательным опытом, человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей;
- внезапное изменение обстановки, использование нестандартного оборудования и инвентаря, подключение разнообразных сбивающих факторов;
- использование упражнений на равновесие в условиях, затрудняющих его сохранение;
- выполнение заданий на точность (точно нанести удар в боксе, послать мяч в указанный сектор) и др.
Для воспитания ловкости можно применять разнообразные физические упражнения, но желательно с наличием в них сложности и новизны. Нагрузки в воспитании ловкости должны идти по пути усложнения движений. Важно добиваться взаимной согласованности движений между частями тела. Основными средствами считаются физические упражнения из следующих видов спорта: акробатика, спортивная и художественная гимнастика, спортивные и подвижные игры, прыжки в воду, слалом и др.