Спортивный Мурманск

Новости спорта

SPORT-51 » Статьи » Статьи о лыжных гонках » Лыжные парафины, порошки и эмульсии

Лыжные парафины, порошки и эмульсии

0 7 448 21-04-2014 19:51

Лыжные парафины, порошки и эмульсииЯ думаю эту статью многие читали, и всё же, стоит прочитать даже тем, кто уже не раз её прочитал. Интересна вся технология нанесения смазок на гоночные лыжи. Конечно, стоимость всех порошков и эмульсий, очень приличная. Но ведь даже взять на заметку что-то, и то хорошо.

Сервисеры работают обычно на двух позициях: в вакс-кабине, соседствующей с раздевалкой (wax по-английски — смазка), и на тренировочном участке лыжни, отведенном под тестовую работу.

Туда доставляются лыжи напарафиненные, но без мазей, поскольку смазка — дело сугубо индивидуальное, и объективно оценить «катучесть» уже обработанной ею пары нельзя. Для каждого спортсмена за тренировку обкатывается 8 — 9 пар на данную погоду.

Всего же в Чезану наши привезли порядка 15 — 20 пар для каждого члена команды.

Чем поверхность лыжи более гладкая, тем она быстрее едет — вот одно их самых распространенных заблуждений. Для морозной погоды действительно нужны более гладкие лыжи, но даже в этом случае на полотне имеется еле заметная насечка. Чем теплее — тем она глубже.

Главная же «фишка» — в рисунке этой самой насечки. Любая из известных фирм имеет свою палитру этих рисунков, а также способов их нанесения. Есть секретные виды насечек. А есть — совершенно секретные, которые разрабатываются только для топ-гонщиков своей страны.

Вес одной пары лыж примерно килограмм. Типовая длина для конькового биатлонного хода — 182, 187 или 192 сантиметра.

Стоимость — 250 — 300 евро. Но продается-то, по сути, болванка, над которой потом священнодействуют наши сервисеры и которая требует куда больших материальных вложений. Крохотная баночка порошка от финского, итальянского, немецкого или норвежского производителя, например, стоит 60 евро. А в сумме все порошки, парафины и мази, необходимые сборной России на сезон, тянут почти на 100 тысяч евро.
Наши привезли в Турин шесть огромных коробок со всякими склянками.


{banner_m-001}

Докупаются мази и здесь, на месте. Ранним утром на лыжню выходят вместе со смазчиками команд фирмачи-производители. У них своя обкатка, в маркетинговых целях. Определившись с погодой, фирмачи приносят затем в вакс-кабины свою продукцию. Наши работают с ними в постоянном контакте, покупают, оценивают, сравнивают со своими тестовыми показателями. Процесс этот не прекращается ни на час. Но все знают: перед Олимпиадой ждать от фирмачей новинок бессмысленно. Они могут продать какую-то комбинацию из старых мазей или просто восполнить запасы этого добра. А все новое отдадут своим.

Отечественные производители пока чужие на этом празднике жизни. Кирово-Чепецкая фабрика, правда, уже стала выпускать свои парафины и порошки. Сборники их очень хвалят и не отказываются от применения даже здесь, в Турине. Однако случая попробовать их в настоящем деле пока не представилось. В нашей северной стране, как ни странно, лучше получаются мази для мягкой погоды, которой здесь, в Турине, по большому счету пока не было.

Фабрика насечки

Лыжные парафины, порошки и эмульсииК стоимости мазей следует приплюсовать еще и цену шлифовальной машины, купленной недавно Российской биатлонной федерацией. По виду этот агрегат напоминает большой фрезерный или строгальный станок на стационарных опорах. Нам повезло купить машину итальянской сборки почти высшего класса и не за самые большие деньги — 150 тысяч евро. Самые же дорогие образцы тянут под 300 тысяч. Располагается российская машина в настоящий момент не в Чезане, а в Доломитах, в 550 километрах отсюда, недалеко от Австрии (при том, что норвежцы привезли в Сан-Сикарио сразу три своих машины, австрийцы — одну).

Доломиты на перепрофилирование.

Суть этой процедуры проста. Разогретая лыжа загоняется под шлифовальный камень, который очищает и полирует ее. Затем на скользящую пластиковую поверхность наносится новый рисунок почти как звуковая дорожка на виниловый диск. Меняет узоры этого рисунка опытный специалист, Страдивари лыжного ремесла, с помощью лазера. Разумеется, этот человек пишет на лыжах не «Здесь был Вася», а использует свои, авторские штрих-коды, поскольку правильно сделанная, оригинальная насечка — залог успеха. Менять рисунок на одной паре можно раз десять или даже больше — пока не истончится пластик на скользящей поверхности.

Во времена, когда у нас не было своей шлифмашины, приходилось платить за каждую такую процедуру от 30 до 50 евро. Теперь же у россиян есть, по сути, собственная фабрика по нанесению насечки, продлевающая лыжам жизнь. А стало быть, есть уже и свои секреты. Ольга Пылева, например, пришла к своей серебряной туринской медали на лыжах с фирменным российским рисунком на скользящей поверхности.


Любопытная деталь: бегут гонку спортсмены в одних лыжах, а фотографируются на финише в других. Организаторы перед стартом проштамповывают главный лыжный инвентарь, так как менять его по условиям соревнований запрещено. У производителей же всегда наготове образцово скрепленные рекламные лыжи без всяких штампов. Показать себя с лучшей стороны зазорным в бизнесе никогда не считалось.

В обкатке лыж ничего сложного нет. В подъем характеристики определяются по ощущениям спортсмена или сервисера, на спуск — по показаниям датчиков. В снег втыкаются станции с антеннками, на ногу испытателю надевается приемо-передающее устройство с жидкокристаллическим дисплеем. Набрал скорость, перестал толкаться, проехал мимо антенн — получи показатели на дисплее. И доложи тренеру, который стоит на месте смены пар и записывает все данные в специальную таблицу. Вчера эту роль выполнял Николай Загурский. «Номер восемь, — произносил он вслух. — Вот наш залог успеха. В сторонку их. А на «четверке» надо еще раз проехать. Что-то с ней странное — показатели отличаются».
Винегрет под ногами.

Лыжные парафины, порошки и эмульсииРабочий день сервисеров начинается в 6 утра. К семи они уже в вакс-кабине. Затем выходят на снег помогать спортсменам с обкаткой, поскольку биатлонисты разобраться с собственными лыжами категорически не успевают. За два с половиной часа до тренировки или официального старта наступает апогей.

На всех трех верстаках для смазывания и полировки лыж в нашей раздевалке кипит адова работа: не сказать, чтоб приятно пахнущая, с использованием трущих пробок, утюгов и маленьких прокатных машинок. (В этом устройстве меняются рифленые металлические валики. Вчера сервисер Печерский доставал их из небольшого прямоугольного кейса с надписью «Польховский». Знать, и здесь есть свои секреты.) Прокатная машинка — тоже способ нанести своего рода рисунок, которого хватит затем на 5 — 10 километров гонки. А для подготовки одной пары лыж требуется от получаса до 40 минут.

Во время гонки сервисеры выходят на трассу. Ведут спортсменов, отслеживают работу лыж, засекают время, держат связь по рации. Затем возвращаются в вакс-кабину и вчерне парафинят лыжи на следующий день. Часов в семь освобождаются, наконец. У сервисеров наступает свободное время. Гуляй, купечество, делай что хочешь! Они и делают — то, что не могли сделать раньше. То есть едят. А затем валятся в койки, как подкошенные, до 6 утра следующего дня.

На скользящей поверхности боевых лыж перед соревнованиями — целый винегрет из смазочных компонентов. Первым укладывается слой парафина — голубенького такого, похожего на мыло, — и разравнивается горячим квадратным утюгом. Затем — второй парафин, узкоспециальный, с содержанием фтора. Следом наносится тот самый порошок (по сути — мазь) из баночки за 60 евро. Хватает ее, кстати, всего на четыре пары. Затем, если есть необходимость, — еще один спрессованный порошок под названием «ускоритель». Он держится на лыжах не очень долго, но в определенную погоду действительно способен придать им чуть ли не ускорение. Пятый и последний слой — жидкая эмульсия. Накладывается далеко не всегда, но уж если потребовалась — держите меня семеро: два-три километра лыжи будут лететь, пока этот «бензин» не кончится.

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: