Спортивный Мурманск

Новости спорта

SPORT-51 » Статьи » Статьи о лыжных гонках » Конструкция гоночных лыж

Конструкция гоночных лыж

0 11 589 23-01-2014 16:00

Конструкция гоночных лыжПрежде всего необходимо отметить, что даже знание всех фабричных тонкостей маркировки лыж не гарантирует приобретение идеальных или хотя бы просто хороших лыж - это в значительной степени все-таки лотерея.

А бывает, что лыжи, не прошедшие на фабрике ни какого тестирования и не имеющие номера базы, вдруг, обнаруживают великолепные свойства. Конечно, если выбирать из элитных пар, то шансов найти хорошую пару значительно больше. И, все-таки, в этом деле очень большую роль играет удача. Именно поэтому, если хорошая пара обнаруживается, спортсмен дорожит ею невероятно.

В мире существует довольно большое количество фирм-производителей лыж, однако крупных, пожалуй, только четыре: ATOMIC и FISCHER (Австрия), ROSSIGNOL (Франция) и MADSHUS (Норвегия).

Специалистам и спортсменам-лыжникам нашей страны наиболее известны лыжи "ATOMIC" и "FISCHER".
Прежде всего, следует иметь в виду, что, в конечном счете, свойства той или иной пары лыж определяются двумя основными характеристиками:

  • конструкцией лыжи
  • пластиком скользящей поверхности.

Лыжи последнего поколения выполнены с применением так называемой САР-технологии. Рассмотрим на примере лыж "ATOMIC", что это такое. По сути дела, новинка заключается в том, что верхняя и боковые поверхности лыжи не приклеены друг к другу,  как это делалось на предыдущих моделях, а представляют собой монолитную высокопрочную самонесущую конструкцию,  которая в сочетании с сердцевиной лыжи, выполненной по традиционной технологии "пчелиные соты", обеспечивает наилучшие характеристики ("Сар" в переводе с англ. - шапка, крышка, покрытие).  Это слово очень точно отражает суть новой конструкции: самонесущая поверхность действительно наподобие шапки накрывает всю лыжу.

Конструкция гоночных лыжКроме того, не меньшее значение имеет скользящая поверхность, а точнее, используемый для этих целей пластик (тефлон). Все лыжные фирмы стремятся найти материал, который при любых погодных условиях имел бы наименьший коэффициент трения при контакте со снегом. К сожалению, такой суперпластик пока не найден, хотя ведущими фирмами-производителями и сделаны очень серьёзные шаги в этом направлении. Пока же "ATOMIC" и "FISCHER" пошли по пути применения двух основных видов тефлона - на тепло и холод.

"ATOMIC"

Каждая пара лыж фирмы "ATOMIC" имеет свой индивидуальный восьмизначный номер, например N 65114058. Первая цифра в этом номере означает год выпуска (в данном случае это 1996 год), вторая цифра означает номер базы, а остальные шесть цифр - индивидуальный номер данной пары лыж. Вторая цифра может быть любой, от 0 до 9, но только четыре цифры могут заинтересовать профессионалов:
4 - на очень холодную погоду, альтернатива 5 (треугольник)
5 - универсальные лыжи на холод (кружок)
6 - универсальные лыжи на теплую погоду (крестик)
7 - очень теплая и влажная погода, альтернатива 6 (квадратик).

Слово "альтернатива" в данном случае означает, что в качестве основной спортсмен перед соревнованиями тестирует именно универсальную базу (5 и 6), однако при определенных погодных условиях альтернативная пара может оказаться лучше.

Как уже было сказано, вторая цифра в индивидуальном восьмизначном номере может быть любой, но если это не 4, 5, 6 или 7, надо иметь в виду, что у этой пары базы как таковой нет, и она предназначена для любительских соревнований, то есть имеет на скользящей поверхности универсальный всепогодный пластик.

Конструкция гоночных лыжКроме того, фирма "ATOMIC" дублирует информацию о характере пластика определенными просечками на пяточной части скользящей поверхности. Как правило, просечки бывают четырех видов: кружочки, крестики, треугольники или квадратики. Иногда на лыжах можно увидеть целую комбинацию из этих просечек, вплоть до четырех. Такая комбинация позволяет компьютеру на фабрике считывать информацию о каждой паре лыж.

Если говорить о жесткости лыж, то на лицевой стороне пяточной части у "ATOMIC" имеются три квадратика с буквами: S - мягкие, М - средние, и Н -жесткие. В одном из этих квадратиков должна быть сделана на фабрике пометка фломастером, к какому именно разряду относится данная пара лыж. Если такой пометки нет, внимательно посмотрите на базу, скорее всего это будет не 4, 5, 6 или 7 - значит, у вас в руках лыжи для гонщиков-любителей. Лыжи soft предназначены для лыжников весом 40 -50 кг, medium - на 50 -60 кг, stiff - более 60кг.

Однако, кроме того, что фирма делает лыжи для гонщиков-любителей (без указания номера базы), и гонщиков-профессионалов (базы с 4 по 7), "ATOMIC" еще и специально отбирает лыжи для национальных команд различных стран - те, на которых выступает элита мирового лыжного спорта. Все эти лыжи проходят на фабрике специальное довольно дорогостоящее тестирование, о чем свидетельствует бумажная наклейка с нанесенными на нее четырьмя комбинациями цифр.

Например: 56 56 47 2,3. Что они означают? Дело в том, что тестирование позволяет выявить у лыжи не только общую жесткость, но и жесткость каждой отдельной ее части. Например, в данном случае: 56 - жесткость носковой части; 56 - жесткость колодки (средней части лыжи); 47 - жесткость пятки; 2,3 - общая жесткость лыжи.

Первые три комбинации цифр мало, что скажут рядовым любителям лыжного спорта. Даже высококлассным спортсменам иногда только годы тренировок и соревнований и десятки пар лыж, прошедших через их руки, позволяют определить, что, например, кому-то из них нравятся лыжи именно с мягкой пяточной частью или наоборот. Гораздо важнее разобраться с последней комбинацией цифр, характеризующей общую жесткость лыжи. Здесь существуют следующие градации:
0,2 - 1,6 - наиболее распространенный диапазон у классических лыж, 0,7 - 2,7 - у коньковых.
При этом следует иметь в виду, что а) для классического стиля лыжи подбирают мягче, чем для конькового, б) для свежего и мягкого снега лыжи необходимы мягче, чем для твердого.


{banner_m-001}

"FISCHER"

Последние модели лыж "FISCHER" выполнены также с применением САР-технологии. RCS CAP SKATE (cold/plus) - лучшие на сегодняшний день лыжи семейства "FISCHER", предназначенные для конькового стиля. Надпись "cold" или "plus" говорит о температурном режиме, при котором следует применять данную пару.
RCS CAP CLASSIC (cold / plus) - лучшие классические лыжи.
RCS SKATE / CLASSIC (cold / plus) - для гонщиков и любителей классического и конькового стилей передвижения.
SCS CLASSIC - гоночные лыжи для школ и спортивных обществ.

Существует очень много других моделей, ориентированных на определенный класс лыжника.
Конструкция гоночных лыжКаждая пара лыж "FISCHER", так же как и "ATOMIC", имеет восьмизначный индивидуальный номер. Первая цифра обозначает год выпуска, а вот остальные цифры не означают ничего - это всего лишь индивидуальный номер данной пары лыж. Как же определить, на какую погоду и жесткость рассчитана данная пара? Что касается погоды, то здесь все ясно: надписи на лицевой пяточной стороне лыжи "cold" и "plus" недвусмысленно говорят об этом. Что же касается жесткости, то там же, на лицевой пяточной стороне у классической лыжи вы найдете три квадратика с указанием жесткости, у коньковой - два. На одном из этих квадратиков должна быть фабричная наклейка.

А как "FISCHER" маркирует свои лыжи для элиты? Для этого на самом носке скользящей поверхности выдавливается определенное клеймо, содержащее, как правило, две комбинации цифр. Например, 28 770, где первая комбинация обозначает номер базы, а вторая характеризует конструкцию лыж. На практике номера базы вы можете увидеть самые различные. Объясняется это тем, что "FISCHER" постоянно экспериментирует и выпускает очень небольшие партии лыж той или иной модификации. Однако все они являются в той или иной степени разновидностями основных, которых существует только три:

  • 28 cold - применяется на минусовой температурный режим
  • 28 plus - на теплую, плюсовую погоду
  • 11 - средний температурный режим.

"ROSSIGNOL

В слагаемые спортивной победы входит не только удача, но и грамотно подобранная экипировка. Год от года спортсмены, выступающие на Rossignol, добиваются все больших побед. На их успех работает и постоянно прогрессирующая технология Rossignol. Последнее достижение этой технологии связано с разработкой концепции «active glide». Концепция «active glide» появилась в результате анализа техники конькового хода и является отражением множества новаторских решений, призванных сделать коньковый ход наиболее эффективным. Эта концепция предполагает использование возможностей комплекта лыж, ботинок и креплений как единой системы, составляющие которой, выгодно дополняют друг друга.

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ACTIVE GLIDE, DELTA COURSE SKATING(ПРОФИЛЬ КОБРА)

Конструкция гоночных лыжВ результате серии доработок поведенческие свойства лыж Delta Course Skating достигли принципиально нового уровня. Rossignol удалось увеличить рабочую фазу лыжи во время отталкивания и тем самым привнести в коньковый ход большую легкость и эффективность.

Новая лыжа Delta Course Skating немного шире в носке. В конце фазы отталкивания лыжа такой формы будет двигаться по траектории, скругленной в центр, сокращая тем самым угол разворота лыж. Возникающая при этом дополнительная центростремительная сила способствует переносу веса гонщика на другую лыжу. Эффективность хода увеличивается.

Торсионная структура включает в себя комбинацию сверхпрочных сот, заимствованных из аэрокосмической промышленности, и ускоряющую вставку-катапульту. Благодаря этой комбинации лыжа Delta Course Skating обладает максимальной жесткостью на скручивание. То есть угол наклона лыжи, который выбирает спортсмен при отталкивании и скольжении, остается неизменным по всей длине лыжи, вне зависимости от нагрузки. Таким образом лыжа Delta Course Skating с невиданной прежде эффективностью преобразует энергию гонщика в силу отталкивания, исключая потери в скорости эффект катапульты.

При каждом шаге лыжа выталкивает гонщика вперед. Применение в структуре лыжи вертикальной пластины-катапульты придает лыже Delta Course Skating помимо жесткости на скручивание особую продольную жесткость
Два желобка придают большую устойчивость при скольжении, особенно, когда вес гонщика полностью находится на одной лыже, а также во время отталкивания (или на поворотах), когда лыжа наклонена, и один желобок продолжает "работать", удерживая лыжу в заданном направлении.

По мнению Rossignol характер снежного покрова (жесткость поверхности трассы, размер и форма кристалла снега) гораздо больше влияет на скорость скольжения, чем его температура. Исходя из этого, Rossignol производит коньковые гоночные лыжи в двух версиях:

  • Th (hard - жесткие) - упругие лыжи с большим прогибом. Они хороши как на новом, так и на старом снегу.
  • Ts (soft - мягкие) - эти лыжи мягче, их контакт со снегом менее агрессивен. Они хороши на мягком снегу, как сухом, так и влажном.

В рамках этих версий каждая пара лыж после прохождения заводской обработки абразивным камнем и тестирования приобретает номер базы скользящей поверхности, который характеризует принадлежность лыж к определенному типу снежного покрова.
Номер базы можно определить по третьему знаку в коде, нанесенному на лицевую поверхность лыжи после ее тестирования.


Свойства той или иной пары лыж определяются двумя основными характеристиками:

  • конструкцией лыжи
  • пластиком скользящей поверхности.

Лыжи  последнего  поколения  выполнены  с  применением  так называемой САР-технологии.
Знание даже всех фабричных тонкостей маркировки лыж не гарантирует приобретение идеальных или хотя бы просто хороших лыж - это в значительной степени все-таки лотерея. Но, если выбирать из элитных пар, то шансов найти хорошую пару значительно больше.

Сообщить об ошибке
Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Как к вам обращаться: Ваш E-Mail: